Особенности налогообложения аптечных учреждений в г. Москве

Особенности налогообложения аптечных учреждений в г. Москве

В соответствии со спецификой фармацевтической деятельности аптечным учреждениям присущи особенности налогообложения как предприятий розничной торговли, так и производственных предприятий (калькуляция себестоимости готовой продукции в целях налогообложения, незавершенное производство и т.д.).

В данной статье мы рассмотрим особенности налогообложения аптечных учреждений (далее для краткости аптек, подразумевая под этим понятием весь комплекс аптечных учреждений) в 2003 году с учетом последних изменений в законодательстве.

В соответствии со второй частью Налогового Кодекса РФ (ред. от 06.05.2003) в настоящее время установлен порядок взимания следующих налогов, характерных для аптечных учреждений:

— Налога на добавленную стоимость;

— Акцизов;

— Единого социального налога;

— Налога на прибыль организаций;

— Налога с продаж.

Аптека также является налоговым агентом:

— по налогу на доходы физических лиц своих работников;

— по налогу с продаж при реализации лекарств по договорам комиссии;

— по налогу на добавленную стоимость в соответствии с п. 3 статьи 161 НК РФ, если арендует федеральное или муниципальное имущество.

Особенности налогообложения по налогам и сборам, не перечисленных выше, определяются специальными федеральными законами и иными нормативными актами, которые действуют в части, не противоречащей НК РФ.

Для аптек это следующие налоги:

— Налог на имущество;

— Налог на рекламу;

— Налог на землю или арендная плата за землю.

В 2003 году некоторые аптеки перешли на особый налоговый режим – упрощенную систему налогообложения (УСНО).

I. Налог на добавленную стоимость

С 1 января 2001 элементы налогообложения по налогу на добавленную стоимость (далее НДС) установлены в 21 главе НК РФ.

Аптечные учреждения за исключением учреждений, имеющих право на освобождение от обязанностей налогоплательщика в соответствии со статьей 145 НК РФ или перешедших в 2003 г на УСНО, являются плательщиками налога на добавленную стоимость.

Объектом налогообложения для производственных аптек и аптек, работающих по договорам купли – продажи признаются операции по реализации товара – лекарственных средств, изделий медицинского назначения и других товаров, разрешенных к реализации через аптечные сети. Налоговая база определяется как стоимость этих товаров исходя из цен, определяемых в соответствии со статей 40 НК РФ без учета налога с продаж, но с учетом акцизов (статья 154 НК РФ).

Если аптека работает по договору комиссии, то есть оказывает услуги по реализации товара, то налоговой базой по НДС будет являться комиссионное вознаграждение.

В целях налогообложения в налоговую базу по НДС включаются авансовые платежи в счет предстоящих поставок товара по расчетным ставкам – 10/110 и 20/120 (например, предоплата ЛПУ за товар) (статья 162 НК РФ).

Момент определения налоговой базы закрепляется в учетной политике предприятия (статья 167 НК РФ). В аптеках, как в предприятиях розничной торговли, момент отгрузки совпадает с моментом оплаты, поэтому чаще всего в учетной политике аптечные предприятия утверждают для целей налогообложения НДС дату возникновения обязанности по уплате налога по мере отгрузки товара (услуг).

С 2001 г. применяются три ставки НДС: 0, 10 и 20%.

В соответствии с подп. 4 п.2 статьи 164 НК РФ реализация лекарственных средств, включая лекарственные субстанции, в том числе внутриаптечного изготовления, изделий медицинского назначения, облагается НДС по ставке 10%. В аптеках может осуществляться продажа продуктов детского и диетического питания, товаров для детей, таких как игрушки, подгузники, которые также облагаются НДС по ставке 10%.

Согласно вышеупомянутой статье коды видов продукции, облагаемых по ставке 10% в соответствии с Общероссийским классификатором продукции, а также Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности определяются Правительством Российской Федерации.

Пока Правительство Российской Федерации не определилось с кодами, Министерство Российской Федерации по налогам и сборам в своем письме от 28.01.2002 г. № ВГ-6-03/99 предлагает с 1 января 2002 года при реализации лекарственных средств, включая лекарственные субстанции, в том числе внутриаптечного изготовления, изделий медицинского назначения в целях применения налоговой ставки 10 процентов руководствоваться кодами Общероссийского классификатора продукции, перечисленными в письме Госналогслужбы России и Минфина России от 10 апреля 1996 года № ВЗ-4-03/31н, 04-03-07 «О порядке освобождения от налога на добавленную стоимость медицинской продукции», зарегистрированном в Министерстве юстиции Российской Федерации 7 мая 1996 года № 1081.

Таким образом, ставка НДС 10% применяется для:

o Лекарственных средств, зарегистрированных в установленном порядке, то есть имеющих регистрационное свидетельство Минздрава РФ и помещенных в Государственный реестр лекарственных средств за исключением лечебно-профилактических, пищевых добавок, репеллентов;

o Изделий медицинского назначения, включая изделия — полуфабрикаты, помещенные под кодовыми обозначениями 93 8000 – 93 9000 «Препараты биологические», «Материалы, средства медицинские и продукция медицинского назначения».

Некоторые группы товаров, которые реализуются через аптечную сеть, освобождаются от налога в соответствии со статьей 149 НК РФ, это:

o важнейшая и жизненно необходимая медицинская техника по Перечню, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 17.01.2002 № 19;

Что касается Перечня, то в нем есть сноска, что не облагается НДС техника с кодом 943200 за исключением шприцов медицинских. С 01.01.2003 г. шприцы медицинские отнесены к классу «Изделия медицинского назначения» (коды 93 0000) и в соответствии с подп. 4 п. 2 статьи 164 НК РФ подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость по ставке 10% («Изменение 52/2002 ОКП Общероссийский классификатор продукции ОК 005-93», утверждено Госстандартом РФ 24.12.2002).

o протезно — ортопедические изделия, сырье и материалы для их изготовления и полуфабрикаты к ним;
o технические средства, включая автомототранспорт, материалы, которые могут быть использованы исключительно для профилактики инвалидности или реабилитации инвалидов по Перечню, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 21.12.2000 № 998;

o очков (за исключением солнцезащитных), линз и оправ для очков (за исключением солнцезащитных) по Перечню, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 28.03.2001 N 240.

o услуг аптечных организаций по изготовлению лекарственных средств.

Операции по реализации перечисленных выше товаров и услуг не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) при наличии у налогоплательщиков, осуществляющих эти операции, соответствующих лицензий на осуществление деятельности, лицензируемой в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 6 статьи 149 НК РФ).

Вопрос о необходимости наличия лицензии при реализации протезно-ортопедических изделий – дискуссионный. С одной стороны, в соответствии с Федеральным законом «О лицензировании различных видов деятельности» лицензируется деятельность по оказанию протезно-ортопедической помощи. В Положении о лицензировании деятельности по оказанию протезно — ортопедической помощи", утвержденном Постановлением Правительства РФ от 13.05.2002 № 309 (ред. от 03.10.2002) под деятельностью по оказанию протезно — ортопедической помощи понимается:

o производство, изготовление и реализация протезов различных конструкций (верхних и нижних конечностей, протезов грудных желез и др.), ортезов, в том числе бандажных изделий ортопедического назначения, специальных изделий, предназначенных для пользования протезами и ортезами, ортопедической обуви, обуви на протезы, колодок ортопедических, вкладных ортопедических корригирующих приспособлений (стелек, полустелек и др.), полуфабрикатов, функциональных (модульных) узлов, специальных изделий и материалов, применяемых при протезировании и ортезировании.

С другой стороны, в соответствии с п. 9 статьи 32 Федерального закона «О лекарственных средствах» аптечные учреждения, имея лицензию на фармацевтическую деятельность, наряду с лекарственными средствами имеют право приобретать и продавать и изделия медицинского назначения, код которых по Классификатору продукции ОК 005-93 – 93 0000, куда входят протезно-ортопедические изделия, полуфабрикаты к ним с кодами 93 9600, 93 9700. В приложении к лицензии на фармацевтическую деятельность, также указано, что разрешенными видами работ является розничная торговля лекарственными средствами и другими товарами, разрешенными к реализации через аптечные учреждения.

В данном случае при наличии двоякого толкования необходимости наличия лицензии на оказание протезно-ортопедической помощи при реализации аптечными учреждениями, имеющими лицензию только на фармацевтическую деятельность, протезно-ортопедических изделий действует п. 7 статьи 3 первой части НК РФ — все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов). По нашему мнению, аптечные учреждения имеют право на реализацию протезно-ортопедических изделий, имея только лицензию на фармацевтическую деятельность.

Несколько слов об услугах по изготовлению лекарственных средств, так называемых тарифах на изготовление лекарств. Согласно пункту 1.4.3 Методических рекомендаций для практических и научных работников N 98/124 «О внутриведомственном первичном учете лекарственных средств и других медицинских товаров в организациях розничной фармацевтической (аптечной) сети всех организационно — правовых форм, расположенных на территории Российской Федерации» (утвержденных заместителем Министра здравоохранения РФ от 14.05.1998) цена лекарственного средства внутриаптечного изготовления состоит из аптечной стоимости лекарственных ингредиентов, в т.ч. дистиллированной воды, если она включена в пропись рецепта, стоимости аптечной посуды, стоимости вспомогательных материалов (пробок, колпачков, этикеток и т.п.), а также тарифа за изготовление лекарства. Реализация такого лекарства внутриаптечного изготовления будет облагаться НДС по ставке 10%. На практике чаще всего невозможно выделить отдельно тариф на изготовление лекарства и применить льготу, так как в этом случае не удается обеспечить раздельного учета реализации товара, который облагается налогом по разным ставкам. В п. 6.17.1 Методических рекомендаций по применению главы 21 «Налог на добавленную стоимость» Налогового Кодекса Российской Федерации", утвержденных приказом МНС РФ от 20.12.2000 № БГ-3-03/447 (ред. от 17.09.2002) разъясняется применение льготы на тарифы:

«При освобождении от налогообложения услуг аптечных организаций по изготовлению лекарственных средств следует иметь в виду, что у этих организаций должна быть лицензия и они оказываются на основании договоров с юридическими лицами (в частности, с больницами) на изготовление (внутриаптечное изготовление) лекарственных средств из сырья заказчика. (п. 6.17.1 введен Приказом МНС РФ от 17.09.2002 N ВГ-3-03/491)».

Операции по реализации всех остальных товаров в аптеках облагается НДС по ставке 20% (Это парафармацевтика, медицинская техника, не вошедшая в Перечень жизненно важной и необходимой техники, репелленты, биологически-активные добавки, минеральные воды и другие товары, разрешенные к реализации через аптечную сеть).

Необходимо отметить, что для аптек, работающих по договорам комиссии и оказывающих услуги по реализации товаров, необлагаемых НДС в соответствии с 149 статьей НК РФ, услуги по реализации таких товаров также не будут облагаться НДС (п. 2 статьи 156 НК РФ). Услуги по реализации всех остальных товаров облагаются НДС по ставке 20%.

Таким образом, операции по реализации товаров (услуг) в аптеках могут облагаться по разным ставкам (10 и 20%) и могут быть освобождены от налога. При применении различных налоговых ставок налоговая база устанавливается раздельно по каждому виду товаров (работ, услуг) (статья 153 НК РФ). Часто для того, чтобы вести раздельный учет реализации и поступления товара, облагающегося НДС по разным ставкам, в аптеках используются специальные складские программы «Аптека-2002», «М-АПТЕКА» и другие, обеспечивающие такой учет. Забегая вперед, можно сказать, что на практике в аптеках чаще всего существуют 5 групп товара, облагающегося налогами (НДС и налогом с продаж) по разным ставкам:

1. Товары, которые облагаются НДС по ставке 10% и не облагаются налогом с продаж (лекарства);

2. Товары, которые облагаются НДС по ставке 10% и облагаются налогом с продаж (изделия медицинского назначения);

3. Товары, которые не облагаются НДС и облагаются налогом с продаж (важнейшая и жизненно необходимая техника по Перечню);

4. Товары, которые не облагаются НДС и не облагаются налогом с продаж (ортопедия);

5. Товары, которые облагаются НДС по ставке 20% и облагаются налогом с продаж (все остальные товары).
(Подробнее о налоге с продаж см. раздел VI «Налог с продаж»)

При исчислении НДС, подлежащего внесению в бюджет, следует учитывать налоговые вычеты. Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику в отношении товаров (работ, услуг) при соблюдении следующих условий:

1. Товар должен быть оприходован, услуги оказаны;

2. Товары (услуги) должны быть оплачены;

3. Товары (услуги) приобретаются для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с гл.21 НК РФ;

4. Необходимо наличие правильно оформленных счетов-фактур, выставленных продавцами товаров (услуг) с выделением в них суммы НДС.

Порядок учета полученных и выставленных счетов — фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость определен Постановлением Правительства РФ от 02.12.2000 г. № 914 (ред. от 15.03.2001, с изм. от 10.07.2002). При реализации товаров за наличный расчет организациями розничной торговли счет — фактуру заменяет кассовый чек.

Если приобретаемые товары или услуги приобретаются для реализации товаров, не подлежащих налогообложению (например, реализации предметов ортопедии), то суммы налога, предъявленные покупателю при приобретении товаров (услуг) учитываются в стоимости таких товаров (услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов (п. 2 статьи 170 НК РФ).

Так как аптеки реализуют товары (услуги) как облагаемые налогом, так и освобожденные от него, то в соответствии с п. 4 статьи 170 НК РФ суммы налога, предъявленные продавцами товаров (услуг) принимаются к вычету либо учитываются в их стоимости в той пропорции, в которой они используются для реализации товаров (услуг), подлежащих налогообложению и освобожденных от него.

Указанная пропорция определяется исходя из стоимости отгруженных товаров (услуг), операции по реализации которых подлежат налогообложению (освобождены от налогообложения), в общей стоимости товаров (услуг), отгруженных за налоговый период.

Причем, если операции по реализации товаров, необлагаемых НДС, не превышают 5% от общего объема реализации, все суммы налога, предъявленные таким налогоплательщикам продавцами используемых в производстве товаров (услуг) в указанном налоговом периоде, подлежат вычету в соответствии с порядком, предусмотренным статьей 172 настоящего Кодекса (п.4 ст. 170 НК РФ).

Налоговый период (в том числе для налоговых агентов) по НДС составляет либо один месяц, либо один квартал. Налоговый период в один квартал устанавливается для налогоплательщиков с ежемесячными в течение квартала суммами выручки без учета налога с продаж и НДС, не превышающими 1 млн. руб. (статья 163 НК РФ).

Уплата налога производится по итогам каждого налогового периода исходя из фактической реализации не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом (статья 174 НК РФ). При этом налогоплательщик обязан представить в налоговый орган по месту своего учета налоговую декларацию. Формы декларации утверждена Приказом МНС РФ от 03.07.2002 № БГ-3-03/338.

II. Акцизы

С 1 января 2001 г. элементы налогообложения по акцизам установлены в главе 22 НК РФ.
Налогоплательщиками акцизов являются аптечные учреждения, производящие и реализующие подакцизные товары, то есть производственные аптеки.

Подакцизными товарами для аптек признаются (статья 181 НК РФ):

— спирт этиловый из всех видов сырья, за исключением спирта коньячного;

— спиртосодержащая продукция с объемной долей этилового спирта более 9%.

Лекарственные средства и препараты, лечебно — профилактические средства, содержащие спирт, не признаются объектом налогообложения, если они внесены в Государственный реестр лекарственных средств и изделий медицинского назначения либо изготовлены аптечными учреждениями и разлиты в емкости в соответствии с требованиями государственных стандартов лекарственных средств.

Объектом налогообложения признаются операции по реализации на территории РФ произведенной подакцизной продукции ее производителями (статья 182 НК РФ).

Таким образом, аптеки, производящие и реализующие спирт этиловый концентрации 95% (применяется в медицинских целях ГОСТ 5962-67), 90, 70 и 40% (применяется для изготовления экстрактов, настоев лекарственных трав, бальзамов, для обеспечения ЛПУ – фармакопейные статьи ФС 42-3071-94 и ФС 42-3072-94) по фармакопейным статьям из спирта этилового крепостью 96%, являются (как производители подакцизной продукции) плательщиками акцизов по операциям реализации спирта этилового, изготовленного по фармакопейным статьям.

Если же аптека осуществляет розлив, например, спирта этилового 95% (ГОСТ 5962-67), объекта налогообложения акцизами не возникает в соответствии с п.3 статьи 182 НК РФ, так как розлив спирта этилового такой концентрации (технические условия ГОСТа 5962-67 не содержат требований по упаковке (розливу) этой продукции) не является частью его производства. Такое разъяснение содержится и в частном письме Управления МНС РФ по г. Москве от 30.05.2002 № 24-11/24790.

Что касается спиртосодержащих растворов лекарственных средств, изготовляемых в аптеках по рецептам врачей, то в п. 2.2.1 Методических рекомендаций по применению главы 22 «Акцизы» Налогового Кодекса Российской Федерации (подакцизные товары)", утвержденных приказом МНС РФ от 18.12.2000 № БГ-3-03/440 (ред. от 06.08.2002), уточнено, что основанием для освобождения от уплаты акцизов данной продукции при изготовлении ее аптечными организациями является индивидуальный рецепт или требования лечебных организаций, заверенные в установленном порядке, но изготовленные спиртосодержащие лекарственные средства не будут рассматриваться как подакцизный товар только в случае, если они разлиты в емкости в соответствии с требованиями государственных стандартов лекарственных средств (фармакопейных статей), утвержденных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии со статьей 200 НК РФ начисленная сумма акциза уменьшается на сумму налоговых вычетов. Вычетам подлежат суммы акциза уплаченные при приобретении подакцизных товаров, использованных в качестве сырья для производства подакцизных товаров.

Налоговые ставки определены в статье 193 НК РФ по каждому виду подакцизного товара. Для этилового спирта из всех видов сырья установлена ставка 16 руб. 20 коп. за 1 литр безводного этилового спирта.

Налоговый период составляет один календарный месяц.
Уплата акциза при реализации осуществляется исходя из фактической реализации за истекший налоговый период равными долями не позднее 25-го числа месяца, следующего за отчетным месяцем, и не позднее 15-го числа второго месяца, следующего за отчетным месяцем (статья 204 НК РФ).

Налогоплательщики обязаны представлять в налоговый орган по месту своей регистрации в качестве налогоплательщика налоговую декларацию в срок не позднее 25-го числа месяца, следующего за отчетным.
Декларация по акцизам заполняется по формам, утвержденным Приказом МНС России от 17.12.2002 г. № БГ-3-03/716 «Об утверждении Декларации по акцизам и Инструкции по заполнению декларации по акцизам».

III. Налог на прибыль организаций

С 1 января 2002 г. элементы налогообложения по налогу на прибыль организаций установлены в главе 25 НК РФ.

Аптечные организации, не перешедшие на упрощенную систему налогообложения, являются плательщиками налога на прибыль.

Из особенностей по налогу на прибыль для аптечных учреждений следует отметить порядок распределения расходов для непроизводственных и производственных аптек.

Для непроизводственной аптеки, как предприятия розничной торговли, порядок определения расходов определяется статьей 320 НК РФ. К прямым расходам относятся стоимость покупных товаров, реализованных в данном отчетном (налоговом) периоде и суммы расходов на доставку (транспортные расходы) покупных товаров до склада налогоплательщика — покупателя товаров, в случае, если эти расходы не включены в цену приобретения этих товаров. Все остальные расходы, за исключением внереализационных расходов, определяемых в соответствии со статьей 265 настоящего Кодекса, осуществленные в текущем месяце, признаются косвенными расходами и уменьшают доходы от реализации текущего месяца.

Для производственной аптеки к прямым расходам относятся:

затраты на приобретение сырья и материалов, используемых при изготовлении лекарств (ингредиенты, стеклянная тара, этикетки, бумажные капсулы и т.д.)
расходы на оплату труда и ЕСН производственного персонала;

амортизационные отчисления по основным средствам, непосредственно используемым при производстве лекарств (лабораторное оборудование, холодильники и т.д.)

Все другие расходы признаются косвенными.

Косвенные расходы на производство и реализацию, осуществленные в отчетном (налоговом) периоде, в полном объеме относятся на уменьшение доходов от производства и реализации данного отчетного (налогового) периода.

Сумма прямых расходов относится на уменьшение доходов от производства и реализации частично. Исключаются суммы прямых расходов, распределенных на остатки незавершенного производства, готовой продукции на складе и отгруженной, но не реализованной в отчетном (налоговом) периоде продукции.

В части экономически обоснованных расходов, связанных с производством и реализацией, то для аптек существует такие специфические статьи расходов как обеспечение работников спецодеждой и вакцинация работников от гриппа.

В соответствии с разъяснениями МНС России, изложенных в п.5.1 Методических рекомендациях по применению главы 25 «Налог на прибыль организаций» части второй Налогового кодекса Российской Федерации, утвержденных Приказом МНС России от 20.12.2002 N БГ-3-02/729, относительно пп.3 п.1 ст.254 НК РФ (материальные расходы) — расходы на приобретение спецодежды уменьшают налогооблагаемую прибыль только в случае, если спецодежда выдается тем категориям рабочих и служащих, кому она положена в соответствии с перечнями, утвержденными Минтрудом России. В разделе III Постановления Минтруда РФ от 29.12.1997 № 68 (ред.от 17.12.2001) «Об утверждении типовых отраслевых норм бесплатной выдачи работникам специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты» приведены нормы выдачи спецодежды для аптечных учреждений. Поэтому, если спецодежда выдается строго в соответствии с нормами, то затраты на приобретение и обслуживание спецодежды (ремонт, стирка) при наличии первичных документов уменьшают налогооблагаемую прибыль.

При наличии внутреннего приказа по предприятию о необходимости вакцинации сотрудников от гриппа (со ссылками на нормативные документы: приказ Комитета здравоохранения г.Москвы, ЦГСЭН в г.Москве от 18.09.2002 № 431/168 «О проведении мероприятий по сезонной профилактике гриппа и острых респираторных вирусных инфекций в г. Москве в 2002-2003 гг.», распоряжение Премьера Правительства Москвы от 21.03.2001 № 219-РП «О проведении ежегодных профилактических мероприятий по гриппу и острым респираторным вирусным инфекциям в г.Москве», приказа Минздрава РФ ОТ 27.01.98 N 25 «Об усилении мероприятий по профилактике гриппа и других острых респираторных вирусных инфекций» для «групп высокого риска» ) затраты по приобретению вакцины от гриппа можно отнести к затратам, уменьшающим налогооблагаемую прибыль в соответствии с подп. 7 п.1 статьей 264 НК РФ как прочие расходы, связанные с производством и реализацией – расходы на обеспечение нормальных условий труда. Также рекомендуется включить в Коллективный договор предприятия пункт об обязательной вакцинации сотрудников.

В соответствии со статьей 313 НК РФ аптеки должны вести налоговый учет, представляющий собой систему обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов (подробнее см. статью Милушиной И.Л. Налоговый учет в аптеке. //Законодательство, учет налоги, менеджмент», приложение к журналу Экономический вестник фармации, № 10 2002 г., с.23-51).

Данные налогового учета должны отражать порядок формирования суммы доходов и расходов, порядок определения доли расходов, учитываемых для целей налогообложения в текущем налоговом (отчетном) периоде, сумму остатка расходов (убытков), подлежащую отнесению на расходы в следующих налоговых периодах, порядок формирования сумм создаваемых резервов, а также сумму задолженности по расчетам с бюджетом по налогу.

Формы налоговых регистров предприятие разрабатывает самостоятельно как приложение к учетной политике в целях налогообложения.

Формы аналитических регистров налогового учета для определения налоговой базы, являющиеся документами для налогового учета, в обязательном порядке должны содержать следующие реквизиты:

— наименование регистра;

— период (дату) составления;

— измерители операции в натуральном (если это возможно) и в денежном выражении;

— наименование хозяйственных операций;

— подпись (расшифровку подписи) лица, ответственного за составление указанных регистров.

IV. Налог на доходы физических лиц

С 1 января 2001 г. элементы налогообложения по налогу на доходы физических лиц установлены в главе 23 НК РФ.

Плательщиками налога являются физические лица — налоговые резиденты РФ, а также лица, не являющиеся налоговыми резидентами, но получающие доходы от источников, расположенных на территории РФ (статья 207 НК РФ).

По этому налогу отметим, что аптека как налоговый агент начисляет и уплачивает в бюджет налог, которым облагаются доходы, полученные работниками. Под доходами понимается сумма всех доходов.

Нередко в аптеки оплачивают обучение своих сотрудников в высших учебных заведениях, проезд, выплачивают дополнительные пособия своим пенсионерам — все эти выплаты будут облагаться налогом на доходы.

Если работнику аптечное учреждение предоставляет беспроцентный заем, то возникает доход в виде материальной выгоды. Налоговая база исчисляется как превышение суммы процентов за пользование заемными средствами в рублях, исчисленной исходя из трех четвертых ставки рефинансирования ЦБ РФ, установленной на дату получения этих средств над суммой процентов, исчисленных по условиям договора займа (статья 212 НК РФ).

В статье 217 НК РФ приведен перечень доходов, не подлежащих налогообложению. Это, в частности, государственные пособия, за исключением пособий по временной нетрудоспособности (включая пособие по уходу за больным ребенком), а также иные выплаты и компенсации, выплачиваемые в соответствии с действующим законодательством. При этом к пособиям, не подлежащим налогообложению, относятся пособия по безработице, беременности и родам.

Специальная одежда, выданная работникам в соответствии с законодательством (подробнее см. раздел III «Налог на прибыль») является собственностью аптеки, остается в учреждении при увольнении работника и налогом на доходы физических лиц не облагается.

Затраты на вакцинацию работников также не относятся к доходам, получаемым в натуральной форме, налогом не облагаются.

При определении налоговой базы налогоплательщик имеет право на налоговые вычеты. Из всех налоговых вычетов только стандартные налоговые вычеты (в соответствии со статьей 218 НК РФ) может применить налоговый агент (аптека) при начислении налога.

Стандартный налоговый вычет предоставляется по ежегодному заявлению работника предприятия при предоставлении копий соответствующих документов, подтверждающих право налогоплательщика на стандартный налоговый вычет. Это:

— свидетельство о рождении ребенка;

— справки из учебных заведений;

— и другие документы в соответствии с 218 статьей НК РФ.

Стандартные налоговые вычеты предоставляются работодателем до тех пор, пока совокупный доход работника не превысит 20 000 руб. Начиная с месяца, в котором указанный доход превысил 20 000 рублей, стандартный налоговый вычет не применяется.

Если налогоплательщик, имеет право более, чем на один стандартный налоговый вычет, предоставляется максимальный из соответствующих вычетов.

Социальные и имущественные налоговые вычеты предоставляются на основании письменного заявления налогоплательщика при подаче налоговой декларации в налоговый орган налогоплательщиком по окончании налогового периода (статьи 219, 220 НК РФ).

Налоговым периодом по налогу на доходы физических лиц является календарный год.

При исчислении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц датой фактического получения дохода является:

— день выплаты дохода, в том числе перечисления дохода на счета налогоплательщика в банках либо по его поручению на счета третьих лиц, — при получении доходов в денежной форме;

— день передачи доходов в натуральной форме — при получении доходов в натуральной форме;

— день уплаты процентов по полученным заемным (кредитным) средствам, приобретения товаров, приобретения ценных бумаг — при получении доходов в виде материальной выгоды;

— последний день месяца, за который начислен доход за выполненные трудовые обязанности в соответствии с трудовым договором, — при получении дохода в виде оплаты труда.

Налоговые ставки устанавливаются в размере 13% по всем видам доходов и для всех категорий плательщиков, за исключением доходов, по которым установлены иные ставки.

Ставка 35% устанавливается:

— со стоимости любых выигрышей и призов, превышающих 2 тыс. руб., получаемых в проводимых рекламных мероприятиях;

— со страховых выплат по договорам добровольного страхования с суммы, п
761
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Медицинские новости
​Прокуратурой г. Иркутска проведены проверки соблюдения аптечными учреждениями города порядка отпуска лекарственных средств и утверждении перечня лекарственных средств
14 июня 2012 года, на Кафедре пластической и реконструктивной хирургии, косметологии
Медицинские статьи
Как правило, мы воспринимаем аптечную сеть как структуру с характерной атрибутикой. Чаще всего она состоит из трех и более аптечных учреждений; объединена едиными правилами и системой учета, торговой ...
Когда мы создали проект Apteka.Ru, в течение нескольких лет не могли определиться с концепцией развития. При любом подходе проект был крайне информационно перегружен, ему не хватало специализации. Дли...