Помощь с неба. В губернии могут вернуться к услугам санитарной авиаций

Помощь с неба. В губернии могут вернуться к услугам санитарной авиаций

Не теряя ни минуты

6 ноября Главное управление организации торгов Самарской об­ласти проведет открытый конкурс, который определит, кто разра­ботает проект автоматизированной информационно-управляю­щей системы (АИУС) «Спасение на дорогах» и проверит «правиль­ность основной концепции разработанных моделей и технологи­ческих схем» для ГУЗ «Самарский областной центр медицинских катастроф». Начальная цена контракта — 4,7 млн рублей. Финан­сирование производится в рамках реализации областной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения до 2015 года». Как сообщили «Советнику» в Самарском областном центре медицинских катастроф (СОЦМК), основная цель меро­приятий — обеспечить наибольшую оперативность при доставке пострадавших в ДТП и ЧС до больниц. Информационная сеть должна опутать всю губернию и дать возможность диспетчеру в считанные секунды сориентироваться, какую санитарную машину послать на место аварии и куда отвезти пострадавших. Диспетчер, получив сигнал, должен практически моментально определить, какая машина находится ближе всего к месту происшествия, как она укомплектована, едет ли с вызова или на вызов. Затем на мони­торе появится информация о ближайших лечебных учреждениях, которые подходят по профилю травмы и имеют свободные места. «Если раньше пострадавшего привозили, скажем, в Пироговку, а он по профилю не подходил или мест не было, то его начинали катать по всему городу в поисках места, чтобы оно соответствовало тя­жести травмы», — пояснили в СОЦМК. Информационная система должна ускорить время оказания квалифицированной медпомощи в так называемом «золотом часе». По информации СОЦМК, более 30% пострадавших гибнут из-за несвоевременно оказанной меди­цинской помощи.

«Во всем мире такая система уже работает, а мы живем позавче­рашним днем», — посетовали в центре катастроф и поделились, что в перспективе планируется создание вертолетного отряда для ока­зания медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях, которые будут эксплуатироваться МЧС, СОЦМК и пожарными. Только нет у нас вертолетных площадок. Точнее, они есть, но используются не по назначению. Одна из них находится напротив главного корпуса СОКБ им. Калинина. На ее территории сегодня разместилась ав­томобильная стоянка. Вторая — под Полевым спуском — сдана в аренду под кафе. «Во всем мире возле каждого крупного лечебного учреждения или на его крыше есть вертолетная площадка. В Мо­скве полеты над городом не запрещены только вертолетам скорой помощи. А мы не можем найти площадку в пределах города, так как все продали», — сообщили в центре.

А как у соседей?
Как сообщают федеральные СМИ, на одной да международных конфе­ренций «Медицина катастроф» было. отмечено, что «санитарная авиация в России последние 8 лет остается са­мой заброшенной сферой в спасении людей в экстремальных условиях». Начальник управления по работе с регионами штаба Всероссийской службы медицины катастроф Сер­гей Черняк сообщил, что санитарная авиация в большинстве субъектов РФ не имеет штатных образований. Время выезда к потерпевшим состав­ляет свыше 1,5-2 часов, А вот в Архан­гельске 56% раненых эвакуируются в клинику посредством авиатранспор­та — это основное средство спасения людей. В Москве маленький вертолет может приземляться даже на МКАД в точке ДТП. У милиции есть четкие инструкции, как ограждать площадку и погрузить пострадавших в вертолет. По периметру Москвы есть несколько стационаров, имеющих в своем распоряжении вертолетные площадки. Они находятся на балансе, города, где за ними ухаживают и даже сводку по погоде определяют.
В телефонной беседе с «Со­ветником» главный врач компа­нии «Петербургская «неотложка» (г. Санкт-Петербург) Алексей Гапли­ков поделился, что этот вопрос сло­жен и для Питера. Наличие авиации подразумевает наличие техники, постоянного места, где будет бази­роваться вертолет. В Санкт-Петер­бурге это место находится в 20 км от города, там постоянно дежурит доктор. Бригада санавиации долж­на быть особо подготовлена: уметь перевозить.больных, в режиме раз­ряженного воздуха. «Раньше было 5 площадок, а сегодня из 2 – у детской городской больницы и больницы скорой помощи, но никто не знает» на чей баланс площадки поставить. Кто-то должен их обслуживать, освещать, убирать, следить, чтобы вокруг сто­янки не было», — поделился Алексей Гапликов. Он уверен: несмотря на все трудности, санавиация нужна. «Во всем мире людей спасают именно на вертолетах. Радиус полета вертолета — 200-300 км. Санавиация должна быть государственной, так как част­ная не выживает. Мы возим частных пациентов, но время на согласование, отсутствие хороших специалистов и цена вопроса — это камень преткно­вения. Тяжело найти понимание с госструктурами и МЧС», — пояснил Гапликов и добавил, что стоимость одного полетного часа составляет 30-40 тыс. рублей.

Назад к истокам

В середине прошлого века на базе СОКБ им. Калинина появилась служба санитарной авиации (САС) — консультативной экстренной помо­щи. Тогда в сельской местности про­живало около 45% населения, транс­портная инфраструктура была не развита, не хватало автотранспорта. САС имела специальную связь, соб­ственную радиостанцию, врачебный персонал и располагала авиатранс­портом. При поступлении сигнала о необходимости консультации спе­циалиста дежурная бригада вылетала на место, приземлялась на сельской аэродроме и отправлялась в цен­тральную районную больницу, куда пациент попадал с сельского вра­чебного участка. По словам главного врача СОКБ им. Калинина Геннадия Гридасова, это был так называемый принцип этапности оказания меди­цинской помощи. Потом в области начали строить дороги, в конце 80-х годов услугами САС стали пользо­ваться реже, и необходимость в са­нитарной авиации постепенно сошла на нет. В настоящее время, когда в гу­бернии все районные центры связа­ны нормальными коммуникациями, с помощью автотранспорта можно достаточно быстро добраться до мес­та назначения. К тому же 86% населе­ния проживает в городах. Поэтому служба тоже претерпела серьезные изменения. «На смену самолетам и вертолетам пришли реанимобили, которые точно так же работают по вызову. Сегодня служба экстренной консультативной помощи круглосу­точно дежурит по 28 основным про­филям. В год специалисты больницы им. Калинина обслуживают более 1500 таких вызовов», — сообщил Ген­надий Гридасов.

Но дорожная ситуация в Самаре и Тольятти такова, что заставляет вер­нуться к «хорошо забытому старому». Заместитель министра здравоохране­ния и социального развития Самар­ской области Марина Антимонова сказала в разговоре с «Советником»: «В настоящее время, учитывая серьез­ную транспортную нагрузку на маги­страли, наверное, санавиация все же нужна. Когда забиты дороги, пробки не только в городе, но и на больших трассах, — это затрудняет работу вра­чей. Кроме того, есть проблемная тер­ритория — село Рождествено, которое в периоды половодья практически отрезается от «большой земли», и там всегда есть риск, что при возникнове­нии ЧП медики могут вовремя не до­браться. Нужна хотя бы одна единица воздушного транспорта». Но возвра­щение к санавиации сдерживается ба­нальной причиной: по федеральному законодательству содержание меди­цинского авиатранспорта — расходное обязательство субъекта. По словам заместителя министра, содержание самолета и вертолета для медицины очень дорого. «Может, целесообраз­но иметь ресурсы и договорные отно­шения с теми структурами, у которых есть такие технические, единицы, а мы могли бы пользоваться ею, когда нужно», — предположила Марина Ан­тимонова. Но пока таких поручений от руководства области не было, и медики остро вопрос не ставили. Учитывая, что сегодня формируется концепция здравоохранения, вскоре будут внедрены новые, в том числе высокотехнологичные, подходы к оказанию экстренной медпомощи. Не исключено, что тогда будет принято решение и по возрождению в губер­нии санавиации.



574
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Медицинские новости
Одним из важных моментов, формирующих первое (которое, как известно, самое верное) впечатление о человеке, становится его улыбка.
Во всём мире, десятки миллионов людей страдают алкоголизмом, наркоманией, табакокурением и другими видами зависимостей. Нигде в мире! нет ни одной клиники или медицинского учреждения, где ВЫЛЕЧИВАЮТ о...
Медицинские статьи
Привлекательность женской фигуры во все времена считалась одним из основных критериев оценки ее внешности. Именно поэтому большинство «толстушек» могут горестно вздохнуть, прочитав эти слова. Они-то т...
Употребление спиртных напитков приняло столь повсеместный и широкий размах, что уже невозможно ограничиться помощью только людям с развившейся зависимостью. Помощь и поддержка необходима множеству люд...
Справочник болезней
АБСЦЕСС ОКОЛОЧЕЛЮСТНОЙ - гнойное воспаление с образованием ограниченного очага распада в тканях челюстно-лицевой области.
АНКИЛОЗ ВИСОЧНО-НИЖНЕЧЕЛЮСТНОГО СУСТАВА - ограничение подвижности или неподвижность нижней челюсти.