Одними словами здоров не будешь

Одними словами здоров не будешь

Все, кому небезразлична судьба России, понимают, что сегодня главная наша проблема, как сказал А.Солженицын, сбережение российского народа. Правда, еще 200 лет назад об этом же говорил и Иоганн-Петер Франк, почетный лейб-медик его императорского величества (1745-1821), утверждавший, что «первоисточник богатства страны – в многочисленном и здоровом населении, в здоровых рабочих руках, в производительной силе здорового человека».


Будь активным сам

«Мина» замедленного действия была заложена в советское время. Руководство партии и правительства постоянно проявляло тогда «заботу о здоровье советских людей» и в своих программах на съездах, в различных постановлениях «делом первостепенной важности» считало увеличение продолжительности их жизни и творческой активности, повышение качества медицинской помощи. Население страны было приучено к мысли, что за его здоровье ответственно государство, а проблемы кроются только в «частностях».

Да и сегодня мы слышим, что низкая продолжительность жизни – результат недоработки системы здравоохранения. Но никогда мы не говорим об ответственности за него самих граждан. А между тем от нас самих зависит наше здоровье. Предрасположенность к определенным заболеваниям мы наследуем на 20%, на 50% здоровье зависит от нашего образа жизни. Даже состояние окружающей среды, которая влияет на него на 20% – это также результат нашей порой бездумной деятельности. И лишь 10% – вклад, зависящий от качества и доступности медицинской помощи. Опыт западных стран свидетельствует, что успешная борьба с любой патологией невозможна без активности самого населения, сориентированной на здоровый образ жизни и благоприятную среду обитания.

Куда идут деньги

На протяжении XX века в западных странах произошли огромные, принципиальные изменения в отношении к проблемам жизни и смерти. И у нас началась борьба за «хорошую экологию», антиалкогольная компания. Но вскоре про это забыли – в 90-е годы было не до профилактики. Концепция развития здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации (1997 г. ) на этот счет содержала только одну строку – создание системы медицинского просвещения и медицинской информации, сотрудничество со СМИ, усиление контроля за рекламой продукции медицинской промышленности и услуг медицинского характера.

В то же самое время в стране ликвидируются кабинеты и Дома санитарного просвещения, отменяется приказ Минздрава, обязывающий всех медицинских работников отрабатывать ежемесячно определенные часы по санитарному просвещению, экраны телевизоров заполняет реклама алкогольных напитков. Всё это совпадает по времени с повальным увлечением молодежи наркотиками, табаком и др. После 7 лет ограничений наступило время, когда каждый мог купить водку и питьевой спирт в течение 24 часов в сутки практически в любом регионе страны и по сравнительно низкой цене. Такое кардинальное изменение ситуации не могло не привести к росту смертности, прежде всего от несчастных случаев. В стране наступило увлечение пищей быстрого приготовления: гамбургеры, хот-доги, пицца, чипсы, и т.п.

В Интернете размещен документ под названием «Концепция развития системы здравоохранения в Российской Федерации до 2020 г. » Начинается он так: «…одним из приоритетов государственной политики должно являться сохранение и укрепление здоровья населения на основе формирования здорового образа жизни и повышения доступности и качества медицинской помощи». Из концепции мы узнаем, что с 2009 по 2012 г. финансовым обеспечением для мероприятий по формированию здорового образа жизни (ЗОЖ) будет выступать Национальный проект «Здоровье». Куда же пошли деньги? На создание центров здоровья при поликлиниках. Но, к сожалению, эти центры по-прежнему выполняют план обследований населения различными современными методами диагностики (60 человек в день), то есть ту работу, которая финансируется из ОМС, профилактическая же работа фондом не оплачивается. Учитывая то, что пациент поступает в центр здоровья один раз в год, встает вопрос, а можно ли сформировать основы здорового образа жизни за одно посещение?

Но формирование ЗОЖ, развитие, воспитание, выработка навыков – задача не только органов здравоохранения в лице сотрудников этих центров. Основная работа ложится на плечи воспитателей и учителей системы образования, что четко прописано в Федеральном государственном образовательном стандарте начального и пока еще в проекте среднего образования. Есть сомнения, что педагоги смогут без специальной подготовки «дать представление с учетом принципа информационной безопасности о негативных факторах риска здоровью детей (сниженная двигательная активность, инфекционные заболевания, переутомления и т.п.), о существовании и причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ, их пагубном влиянии на здоровье». Понимая это, педагоги пытаются прибегнуть к помощи врачей, которые (по понятным причинам) не всегда и неохотно посещают образовательные учреждения с лекциями и беседами.

Наш поиск

Мы хотим поделиться опытом, полученным в результате нескольких лет поиска оптимальных форм межведомственного, межотраслевого сотрудничества в вопросе формирования ЗОЖ учащихся города Зеленограда. С этой целью мы разработали и реализуем проект под названием: «Формирование здорового образа жизни населения с использованием методов донозологической оценки состояния здоровья». Суть его – создание автономных центров оценки статуса здоровья в образовательных учреждениях силами преподавательского состава. Он рассчитан на проведение работ по оценке и прогнозированию состояния здоровья людей и риска развития заболеваний, разработку индивидуальных рекомендаций по сохранению здоровья и предотвращению возможного развития болезни, а также динамический контроль за состоянием здоровья в рамках проведения социально-гигиенического мониторинга. Работа носит научно-внедренческий, просветительский и образовательный характер.

Определили мы главные направления. Впервые в практике образовательных учреждений на уроках информатики учащиеся подвергаются анонимному анкетированию. Это позволяет судить о том, как соблюдают они режим труда и отдыха; правила личной гигиены, каков характер их питания, отношение к физкультуре и спорту, имеются или нет вредные привычки. Периодически проводимый анкетный опрос позволяет дать оценку эффективности той или иной формы просветительской работы по сохранению здоровья детей и молодежи. Второе направление – донозологический контроль состояния здоровья школьников. В школе или в высшем учебном заведении в кабинетах информатики или в иных местах, оборудованных компьютером, устанавливается аппаратно-программный комплекс, с помощью которого под руководством преподавателя в течение 3-5 минут проводится оценка степени напряжения регуляторных систем и адаптационных возможностей организма методом анализа вариабельности сердечного ритма. Полученные данные в доступном для школьника и его родителей виде предоставляются «отчетом» о статусе его здоровья и необходимых рекомендаций по дальнейшему поведению испытуемого.

И третье направление: учитывая данные анкетного опроса и результаты донозологического контроля, проводится целенаправленная просветительская работа со школьниками по вопросам профилактики заболеваний, важности соблюдения рационального режима дня, личной и общественной гигиены силами педагогов, психологов, родителей, врачей лечебного и санитарного профиля.

Что показало анкетирование

Результаты позволили выявить определенные тенденции:

– С возрастом увеличивается информированность детей и подростков о том, что значит вести здоровый образ жизни. На вопрос, ведет ли семья здоровый образ жизни, положительно ответили 48% учащихся начальной школы, 60% учащихся среднего звена, 31% старшеклассников, 39% студентов одного из вузов и 36% – учащихся медколледжа.
– Учитывая, что у подавляющего большинства детей и подростков примером в жизни являются родители, очень важно чаще проводить встречи с ними, обсуждать существующие проблемы и продумывать тактику согласованных действий.
– Несмотря на то, что часть детей и подростков не признают никаких ориентиров и считают себя «я сам себе герой», «я и так всё знаю», все-таки большая часть хотела бы встретиться со специалистами по отдельным составляющим здорового образа жизни (28-36%).
– К сожалению, чем старше становятся дети, тем меньше процент среди них тех, кто не имеет вредных привычек.

Практика донозологического контроля в образовательных учреждениях позволила дать не только индивидуальную оценку статуса здоровья учащихся, но и коллективную всего учреждения. Понятно, что дети, оказавшиеся в зоне риска, через связь с центрами здоровья поликлиник стали получать квалифицированную медицинскую помощь, они не остаются без должного диспансерного наблюдения. Но и коллективная оценка статуса здоровья школьников позволяет судить о качестве проведения тех или иных оздоровительных мероприятий в учреждении.

Нужны совместные усилия

Однако слабым звеном остается сам процесс формирования здорового образа жизни. На наш взгляд, в школе этому уделяется второстепенное внимание, а в центрах здоровья поликлиник основной упор делается на количестве обследованных пациентов.

Так, при рассмотрении тематического планирования курса «Основ безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ), утвержденного Управлением образования округа в одной государственной общеобразовательной школе, видно, что собственно уроки здорового образа жизни (ЗОЖ) проводятся только в 5-х классах по 10, в 10-х – по 9. В 11-х классах – только один урок ЗОЖ по теме: «Профилактика заболеваний, передающихся половым путем». В остальных классах это интегрированный курс (биологии, географии, физкультуры и ОБЖ). То, какие темы интегрируются с обязательными уроками, говорит о многом. В 7-х классах формирование ЗОЖ происходит на двух уроках физкультуры и двух уроках биологии, где интегрируются темы «Класс паукообразных» и «Вредное влияние курения на организм человека». В 9-х классах о здоровом образе жизни говорится на двух занятиях физкультуры и одном уроке химии.

Следовательно, необходимо переработать учебники по «Основам безопасности жизнедеятельности» в части разделов, касающихся тем формирования здорового образа жизни, пересмотреть тематические планы с 1-го по 11-й классы. Законодательно подключить врачебное сообщество к образовательному процессу и детей, и родителей, и учителей, да и самих медицинских работников.

Что касается зеленоградского центра здоровья, с которым мы активно работаем, то за год в нем обследовано чуть больше 2 тыс. человек, в том числе 300 подростков. Всего же в городе проживает 9,2 тыс. подростков. Очевидно, что медицинские работники центров здоровья в одиночку еще долго не смогут выполнять в полном объеме поставленные перед ними задачи.

Наш опыт взаимодействия автономных центров здоровья в учебных заведениях с центрами здоровья в поликлиниках может служить примером разумного подхода к чрезвычайно важному вопросу. Но работа эта не может осуществляться без помощи органов управления и власти, бизнеса и средств массовой информации, общественности. Одного участия недостаточно, нужна политическая воля и финансирование действительно этой работы. И еще – нужен координатор. Служба Роспотребнадзора, как и в прошлые времена, могла бы успешно исполнить эту роль.

Леонид ДЕНИСОВ,
профессор,
заслуженный врач РФ.
Москва.

источник

22:50
246
Нет комментариев. Ваш будет первым!