Фотоаллергический дерматит и нестероидные противовоспалительные препараты

Нестероидные противовоспалительные препараты (НПВП) сегодня можно найти в любой домашней аптечке: более 60 миллионов человек ежегодно покупают их по рецепту, остальные пользуются безрецептурными лекарственными формами.


В связи с этим особенно актуальной становится проблема фотоаллергического контактного дерматита (ФАД), который, как выяснилось, часто является одним из побочных эффектов НПВП. Причем среди «локальных» виновников ФАД эти лекарственные средства могут занимать лидирующие позиции.
Система фармаконадзора Испании (SEFV), обеспокоенная сообщениями о неблагоприятных реакциях со стороны НПВП для местного применения, начала регистрировать в своей базе подобную информацию. Эти данные собирались с 1996 по 2001 год. Чаще всего случаи выявления фотодерматита были связаны с применением кетопрофена. На втором месте оказался пироксикам, на третьем – этофенамат. При этом кетопрофен являлся основной причиной фотоаллергии (в 81,9% случаев), другие НПВП были далеко позади. Это обстоятельство можно объяснить тем, что под действием ультрафиолетового света происходит превращение кетопрофена в молекулу, ответственную за фотоаллергию. Схожие исследования были проведены бельгийскими дерматологами L. Matthieu, L. Meuleman, E. Van Hecke и другими в 2004 году. После того, как местное использование кетопрофена стало в Бельгии весьма популярным, врачи столкнулись с возрастающим количеством случаев, главным образом, фотоаллергического дерматита.

С другой стороны, в исследовании было установлено, что другие представители данной фармакологической группы вызывают незначительное количество случаев осложнений. Этот факт может быть объяснен особенностями их реакции на ультрафиолет. Так диклофенак, входящий в состав таких местных препаратов, как например, Вольтарен Эмульгель, под действием ультрафиолетового облучения преобразуется в вещество со слабым фототоксическим действием.

Таким образом, при использовании наружных препаратов очень важно помнить о фототоксичности кетопрофена и некоторых других НПВП, особенно в летний период. Также стоит быть внимательными тем, кто посещает все более популярные в последнее время солярии.
16:05
113
Нет комментариев. Ваш будет первым!